Экстренное торможение на мотоцикле

Экстренное торможение на мотоцикле – абсолютно необходимое упражнение. К сожалению, оно не преподается в мотошколе при подготовке к экзамену на категорию А. Необходимо либо получать дополнительное обучение на курсах вождения мотоцикла либо самообучаться. Так или иначе, экстренное торможение – обязательное упражнение для любого мотоциклиста, которое необходимо практиковать хотя бы несколько раз в неделю. 

Торможение на мотоцикле: основы

Экстренное торможение на мотоцикле
Экстренное торможение - схема

Теперь о самом процессе торможения. На любом серийном мотоцикле при правильной технике торможения от 80% до 100% тормозного усилия приходится на долю переднего тормоза. Поэтому главный залог эффективного торможения – умение эффективно использовать передний тормоз. При торможении вес, приходящийся на пятна контакта переднего и заднего колес постепенно перераспределяется в сторону переднего колеса. Чем больше загружено колесо – тем большее тормозное усилие оно может развить при этом не блокируясь. И напротив, чем меньше нагрузки на колесе – тем легче оно блокируется и начинает скользить. Из-за этого не получится сразу в полную силу нажать рычаг переднего тормоза – переднее колесо отправится в юз.

Экстренное торможение на мотоцикле: техника выполнения

Работа с передним тормозом 

Необходимо  плавно, постепенно наращивать усилие на рычаге во время торможения, вплоть до достижения максимального усилия.

Работа с задним тормозом

В начале торможения педаль плавно, но довольно быстро нажимается, после чего постепенно отпускается до определенного предела (либо отпускается полностью, в зависимости от положения центра тяжести и длины колёсной базы мотоцикла).

Скорость и сила воздействия на рычаги тормозов для каждого мотоцикла индивидуальны и определяются только экспериментальным путем, с помощью упражнений. Оба тормоза применяются одновременно.

 

Блокировка колёс во время торможения – что делать?

  • В случае блокировки переднего колеса следует немедленно отпустить передний тормоз и применить его заново, во избежание падения.
  • В случае блокировки заднего колеса следует либо оставить его заблокированным, либо очень плавно и осторожно отпустить его до восстановления нормального сцепления колеса с асфальтом.
  • Ни в коем случае нельзя резко отпускать задний тормоз при блокировке заднего колеса. В случае резкого увеличения сцепления с дорогой происходит хайсайд – мотоцикл катапультирует водителя в сторону заноса.

Торможение на мотоцикле и работа органов управления

  • Газ во время торможения следует полностью закрыть.
  • Сцепление можно не выжимать – в этом случае двигатель работает как демпфер и заднее колесо сложнее заблокировать. Однако, возможно тормозить и на выжатом сцеплении – в этом случае с задним тормозом следует быть предельно аккуратным, чтобы не заблокировать колесо. Выжатое сцепления даёт больше времени на переключение передач вниз во время торможения. 
  • Мотоцикл во время экстренного торможения должен располагаться вертикально и двигаться по прямой. Только в этом случае возможно развить максимальную тормозную силу. 

Положение тела во время торможения

  • Руки должны быть расслабленны как можно сильнее, чтобы не улететь с мотоцикла необходимо держаться ногами за бак.
  • Взгляд должен быть направлен вперёд и вдаль, вдоль траектории торможения.
  • В поле зрения должен присутствовать горизонт, либо что-то, что его может заменить. Если во время торможения горизонт начал заваливаться – переднее колесо заблокировалось. Следует немедленно отпустить передний тормоз и правильно применить его заново.
  • При заблокированном переднем колесе чем сильнее расслаблены руки и чем прямее находится мотоцикл – тем больше времени есть до того, как мотоцикл упадет. Если геометрия мотоцикла позволяет встать в стоппи – минимальную дистанцию можно достичь, когда заднее колесо едва-едва касается покрытия, а в самом конце торможения поднимается на несколько сантиметров в воздух. 

Собрать воедино все эти нюансы и довести технику экстренного торможения до совершенства и автоматизма можно только путем большого количества тренировок. Так как экстренное торможение на мотоцикле – необходимый навык, нужно тренировать его как минимум несколько раз в неделю, чтобы полученные рефлексы оставались в хорошей форме.

Добавить комментарий