Мотошкола онлайн

Частые вопросы, мифы и заблуждения

Это наша с вами онлайн-мотошкола, где я отвечаю на самые частые вопросы, а также затрагиваю популярные мифы и заблуждения, касающиеся управления мотоциклом. Вопросы я беру из комментариев к моим видео на ютуб-канале, из группы вконтакте и из личных сообщений там же. Там же ты можешь задать свой вопрос, касающийся обучения вождению мотоцикла, если здесь ответа не нашлось.

Мотошкола: Часто задаваемые вопросы

Не вредно ли травить сцеплением на мотоцикле? Разве оно при этом не горит?

Нет, не вредно, и нет, не горит. Сцепление на любом нормальном мотоцикле рассчитано на работу в проскальзывании – это его работа.  Обучение вождению мотоцикла Сцепление находится в серой зоне и проскальзывает при каждом трогании со светофора. Это его расчетный режим работы. На проскальзывающем сцеплении можно ездить. В хороших мотошколах обучают такому вождению. Обычно это называется движение в серой зоне сцепления. Однако если при проскальзывающем сцеплении сильно давить задний тормоз и сильно раскручивать двигатель – режим работы сцепления перестаёт быть нормальным. При таком использовании диски сцепления очень быстро перегреваются, и начинается процесс  их разрушения. Если во время выполнения упражнения тебе приходится сильно давить задний тормоз и крутить мотор – габариты упражнения надо увеличить. Увеличивай размеры упражнения до тех пор, пока не начнёшь проходить его только с помощью серой зоны сцепления, без использования заднего тормоза. Сильно крутить мотор не надо,  достаточно держать обороты в 1.5-2 раза выше  холостых.

У моего мотоцикла сухое сцепление. Оно-то точно горит, ведь оно не охлаждается маслом.

Не переживай, на сухом сцеплении прекрасно можно ездить в серой зоне. Оно, также как и сцепление в масляной ванне, рассчитано на работу в проскальзывании. В автошколах множество учебных автомобилей на сухих сцеплениях проходят под сотню тысяч до замены. При этом – за рулём ученики, которые, мягко говоря, не слишком увеличивают ресурс сцепления.

Техника управления мотоциклом на сухом сцеплении абсолютно такая же, как и на мокром. Не надо сильно давить тормоз и крутить двигатель, когда едешь в серой зоне сцепления. Обычно вполне достаточно оборотов в 1.5-2 раза выше холостых.

У моего друга сгорело сцепление на мотоцикле. Значит, травить сцеплением нельзя.

Сцепление мотоцикла может выйти из строя по многим причинам. Часто это происходит от ослабших пружин сцепления. На мокром сцеплении это может произойти от несвоевременной замены или от сильного загрязнения масла. Сухое сцепление может выйти из строя от попадания на фрикцион тормозной жидкости или масла. Кроме того, сцепление может начать проскальзывать от банального износа. Все эти причины никак не связаны с ездой в серой зоне.

У меня на мотоцикле автоматическая коробка передач. Как мне осуществлять медленное маневрирование?

Мотошкола

Так же, как и на обычном мотоцикле. Единственное отличие – что у тебя нет нужды травить сцеплением,  так как у тебя его нет. Для замедления мотоцикла придётся использовать только задний тормоз. Остальные приёмы: контрруление, контрсвешивание, взгляд, расслабленные руки и т.д. – остаются прежними.

Надо ли при экстренном торможении сначала нажимать задний тормоз, а только потом - передний?

Нет, так делать не надо. Сама идея верна – надо сначала загрузить переднее колесо, прежде чем сильно тормозить передним тормозом. Однако гораздо лучше применять оба тормоза сразу. Передний тормоз необходимо сжимать постепенно, плавно увеличивая усилие на нем во время торможения. Это позволит плавно и постепенно загрузить переднюю шину. При этом развивается максимальная тормозная сила, а колесо не уходит в юз. 

Мотошкола научила меня не тормозить в повороте вообще. Все торможение надо заканчивать до поворота.

Если твоя мотошкола обучала тебя на категорию А, а не проводила продвинутый, спортивный или контраварийный курс – то тебя учили правильно. Прежде чем переходить к продвинутым техникам управления – таким как трейлбрейкинг или торможение в повороте – следует научиться совершать всё необходимое торможение до входа в поворот. Более того – такая техника предпочтительна для дорог общего пользования. Обычно лучше немного сильнее притормозить перед поворотом. Если что – ускоряться в наклоне проще, чем тормозить. В общем, тормозить в повороте не то, чтобы нельзя – просто надо сначала научиться это делать. Тебя научит этому хорошая мотошкола или частный мотоинструктор. Или ты можешь научиться этому сам, на площадке. 

Я слышал, что в повороте можно тормозить только задним тормозом, а передним нельзя.

Мотошкола А почему можно задним, а передним нельзя? Что у заднего, что у переднего колеса есть определённый запас сцепления с дорогой, который можно использовать для разгона, торможения или поворота. В наклоне часть сцепления передней и задней покрышки тратится на поворот. Соответственно, оставшуюся часть можно использовать для торможения. Причём вполне можно использовать и передний и задний тормоз. Основная сложность – не превысить силу сцепления шины с дорогой. При слишком сильном или резком нажатии на тормоз колесо начинает скользить. В наклоне при скольжении переднего или заднего колеса мотоцикл рискует уйти в лоусайд. При этом, если колесо начало скользить и водитель резко отпустил тормоз – колесо также резко восстанавливает сцепление с дорогой и мотоцикл рискует уйти в хайсайд, катапультировав пилота. При блокировке заднего колеса в наклоне, вероятность хайсайда намного выше, чем при блокировке переднего. По этой причине резкое или слишком сильное использование заднего тормоза в повороте – ничем не лучше, чем резкое торможение передним. Подводя небольшой итог: в наклоне можно тормозить и задним тормозом и передним и обоими сразу. Только прежде чем делать это на дорогах – надо хорошо попрактиковаться на площадке. 

Моя мотошкола учит не пользоваться передним тормозом в повороте

Пользоваться передним (как и задним) тормозом в повороте следует научиться прежде, чем делать это на дорогах. Однако это не значит, что тормозить в повороте нельзя. Тормозить в наклоне не запрещается. Но нужно понимать, что у шин мотоцикла есть ограниченное количество сцепления с асфальтом. Это сцепление тратится на торможение, разгон или поворот. И если мотоцикл находится в наклоне – ты можешь применить задний или передний тормоз, но намного меньше, чем мог бы при движении по прямой. По этой причине – самое эффективное торможение происходит, когда мотоцикл едет прямо. 
При должной сноровке вполне можно использовать передний тормоз в наклоне. Однако сперва крайне желательно научиться быстро распрямлять мотоцикл и тормозить по прямой.

Можно ли пользоваться передним тормозом на низкой скорости?

Мотошкола Можно. Однако стоит помнить, что резкое нажатие на передний тормоз в наклоне на низкой скорости может привести к падению. Учиться пользоваться передним тормозом при маневрировании следует постепенно. Начинать нужно с очень маленьких тормозных усилий. Для понимания – попробуй толкать мотоцикл за руль, идя рядом с ним. Теперь начни очень-очень плавно нажимать передний тормоз. Сначала ты услышишь как щёлкнуло реле и загорелся стоп-сигнал. Продолжай очень плавно нажимать тормоз дальше. Дальше ты почувствуешь, что мотоцикл толкать стало значительно тяжелее. Это значит, что передние колодки начали прижиматься к диску и передний тормоз начал работать. Вот примерно с такого тормозного усилия следует начинать тренировки по торможению в наклоне. Сначала крайне рекомендую хорошо освоить трейлбрейкинг.  Трейлбрейкинг – продвинутая техника вождения,  изучать которую предлагают спортивные мотошколы и продвинутые курсы вождения мотоцикла.

Работает ли контрруление на низкой скорости?

Работает, также как и на высокой скорости. Мнение о том, что контрруление не работает на низкой скорости распространено от того, что многие не понимают назначения контрруления. Контрруление – это способ наклона мотоцикла. Когда ты поворачиваешь руль – мотоцикл на время теряет равновесие и начинает наклоняться. И только после этого происходит поворот.

Почему тогда в мотошколе меня учили на малой скорости поворачивать руль в сторону поворота?

На очень малой скорости уже после того, как мотоцикл наклонился, может потребоваться довернуть руль в сторону поворота, чтобы мотоцикл не упал. Это от того, что на очень маленькой скорости углы поворота руля большие и рулевое управление не успевает вернуть переднее колесо в положение равновесия. Иногда нужно ему немного «помочь», довернув руль в сторону поворота.  На какой конкретно скорости это делать – зависит от мотоцикла и положения тела мотоциклиста. На самом деле, эта скорость уже определяется опытным путем на тренировочной площадке.

Повторюсь, поворот руля в сторону поворота происходит уже после того, как мотоцикл начал наклоняться. К контррулению, которое происходит до наклона, это действие отношения не имеет.

Мой инструктор в мотошколе говорил, что контрруление только для высокой скорости.

Управление мотоциклом Возможно, мотоинструктор  вкладывает в термин «контрруление» какой-то свой смысл. Дело в том, что вождение мотоцикла – это не какая-то жесткая научная дисциплина с общепринятыми терминами и понятиями. Поэтому разными мотошколами разные понятия могут трактоваться немного по разному. Это не обязательно значит, что кто-то прав,  а кто-то нет. Просто иногда одни и те же явления можно объяснить разными способами, и любое из объяснений будет верно. Возвращаясь к контррулению. Если определить контрруление как намеренное воздействие на руль, приводящее к временной потере мотоциклом равновесия и вызывающее его наклон – то контрруление работает на любой скорости. В этом можно убедиться, как посмотрев соответствующее видео, так и попробовав самому, на площадке.

Я слышал, что для поворота мотоцикла надо загрузить внешнюю/внутреннюю подножку.

Опять же, каждый мотоинструктор по-своему объясняет одни и те же процессы. Чтобы хорошо понять процесс поворота мотоцикла – предлагаю точно у него узнать, что он имел ввиду. Кто-то под «загрузить внутреннюю подножку» понимает перенос массы тела внутрь поворота. Перенос массы тела внутрь без сомнения вызывает наклон мотоцикла и последующий его поворот. Происходит это не так быстро, как с помощью контрруления, но происходит. При наклоне мотоцикла контррулением, внутрь поворота быстро переносится общий центр масс, а не только масса мотоциклиста, поэтому и поворачивать мотоцикл начинает намного быстрее. Давление на внешнюю подножку (когда нога ставится «враспор» между подножкой и баком) многими мотоциклистами используется, как способ удержаться за мотоцикл в повороте.  Для этой же цели многие «вдавливают колено в бак». На некоторых мотоциклах удобно дополнительно упираться ногой в подножку для увеличения силы воздействия на руль, во время руления. А в некоторых дисциплинах, например в супермото, массу тела переносят на внешнюю сторону поворота. В общем, под «загрузить подножку» каждый инструктор понимает что-то свое. Чтобы разобраться в вопросе – надо добиться от него объяснения чего он точно имел ввиду и как это работает.

Загрузка подножек переносит центр тяжести вниз.

Это самое натуральное заблуждение, причем распространенное даже во многих зарубежных мотошколах. Если мотоциклист привстает на подножках – общий центр тяжести переносится вниз, из-за чего мотоцикл лучше управляется. Любой человек, на базовом уровне знакомый с механикой, знает, что центр тяжести системы не зависит от распределения сил внутри самой системы. Центр тяжести (вблизи поверхности Земли он совпадает с центром масс) зависит только от распределения масс в системе. Мотошкола Таким образом, если мотоциклист привстал на подножках, общий центр тяжести не только не опустился, а наоборот, поднялся выше. Почему тогда мотоцикл стал лучше управляться? Когда мотоциклист встает и начинает амортизировать ногами, часть его массы исключается из возвратно-поступательного движения в вертикальном и поперечном направлениях (относительно направления движения мотоцикла). Из-за этого нагрузка на подвеску значительно снижается (не говоря уже о нагрузке на спину и шею), из-за чего и улучшается управляемость мотоцикла. Именно поэтому езда в стойке предполагает ноги, согнутые в коленях, а не выпрямленные полностью. Если, находясь в стойке, выпрямить ноги – вся дополнительная амортизация пропадает, тело мотоциклиста начинает двигаться вместе с мотоциклом и никакого улучшения управляемости не происходит. 

Ни в коем случае нельзя применять передний тормоз при открытом газе.

И да и нет. Любая хорошая мотошкола учит, что для максимально эффективного торможения газ должен быть полностью закрыт. Одна из частых причин падений неопытных мотоциклистов – открытый газ при экстренном торможении.

Однако в некоторых продвинутых приемах вождения мотоцикла – например при трейлбрейкинге, одновременное использование переднего тормоза и газа не только не запрещено – но и сильно приветствуется. Грамотное одновременное использование газа и тормоза позволяет обеспечить плавную, равномерную работу подвески и тем самым значительно улучшить сцепление шин с асфальтом.

Короче говоря – однозначно не надо тормозить при открытом газе, если ты не знаешь, для чего именно это делается. А если знаешь – сначала хорошо научись это делать на площадке или треке. И только потом пользуйся этими навыками на дорогах.

У этой записи 3 комментариев

  1. Сергей Александров

    Всем привет! Автору спасибо за познавательный и доходчивый контент! Удачи и процветания!!!

  2. Евгений

    Добрый день. Во многих мотошколах есть информация об инструкторах которые преподают там, не кажется ли вам что для людей было бы полезно узнать кто их обучает. Про вас нет никакой инфы. Как считаете? Возможно для кого-то это будет до полной уверенностью, что их обучает профи

    1. Mr. Puff

      У меня целый канал с полусотней видео где я рассказываю и демонстрирую разные техники управления. Посмотрев несколько видосов, думаю, можно составить примерное представление о том, чему и как я буду учить)

Добавить комментарий