Как не попасть в ДТП на мотоцикле - правило 12 секунд
Почему происходят ДТП на мотоцикле?
По статистике (например, по данным «Motorcyclists – Crashes» Australian Transport Safety Bureau) шанс попасть в серьезное ДТП на мотоцикле (с получением серьезного вреда здоровью) примерно в 30 раз выше чем на автомобиле. Это происходит по двум причинам. Во-первых – мотоциклист физически менее защищен, чем водитель автомобиля. Там, где автомобилист отделается ремонтом бампера – мотоциклист легко может попасть на больничную койку. Во-вторых – управление мотоциклом в среднем требует гораздо больших навыков, чем управление автомобилем.
По данным исследования «Motorcycle Accident Cause Factors and Identification of Countermeasures». H. H. Hurt, Jr. – в подавляющем числе (свыше 90%) ДТП на мотоцикле аварии можно было избежать с помощью умелых действий водителя мотоцикла. Таким образом, становится очевидно, что при достаточном уровне обучения мотоциклиста его шансы попасть в ДТП на мотоцикле резко, кардинально снижаются.
Многие зарубежные эксперты (например, Motorcycle Safety Foundation, Lee Parks, David Hough, Jerry Palladino и т.д.) сходятся во мнении, что одним из значительных факторов при попадании мотоциклистов в аварию являлась неспособность мотоциклиста обозревать дорожную ситуацию достаточно далеко вперед.
Как навыки обзора могут предотвратить ДТП на мотоцикле
Типичной ошибкой многих водителей (как мотоциклистов, так и автомобилистов) является недостаточный обзор дорожной ситуации. Так, при движении в потоке водители часто смотрят только на корму автомобиля впереди. При движении по трассе – только на несколько десятков метров вперед. Такое поведение у человека выработано в процессе эволюции (в самом деле, в обычных условиях человеку очень важно смотреть под ноги, чтобы не споткнуться и не упасть). В случае управления мотоциклом, особенно на высокой скорости – этот рефлекс не дает положительного эффекта, а скорее наоборот.
Например, если при движении по трассе со скоростью 90 км/ч остановочный путь мотоцикла (не путать с минимальным тормозным путем) составляет 100м – мотоциклист должен обозревать ситуацию минимум на 100м вперед. Очевидно, что 100м обзора в данном случае – это предельный минимум. Также очевидно, что с ростом скорости необходимая дистанция обзора увеличивается, а с уменьшением – снижается. По этой причине измерять дистанцию обзора в метрах – не слишком практично. Гораздо удобнее измерять дистанцию обзора в секундах (помноженных на скорость мотоцикла).
Дальность обзора около 12 секунд позволяет сильно заранее замечать потенциально опасные ситуации и дает огромное количество времени на обдумывание и исполнение каких-либо действий. Если дорога позволяет обозревать ситуацию на 12 секунд вперед – обязательно следует пользоваться этой возможностью. В западной литературе это называется “правилом 12 секунд”.
Осматривать необходимо всю область обзора на 12 секунд вперед. Есть большой соблазн “зацепиться” взглядом за определенную, казалось бы, самую значимую деталь. Однако внимание следует не концентрировать на одном элементе, а распределять, отдавая большее предпочтение потенциальным опасностям.
Что делать если обзор ограничен
В плотном городском трафике обзор на 12 секунд вперед часто невозможен. В этом случае следует максимально использовать возможности текущей ситуации. Следует скорректировать свою скорость и положение на дороге так, чтобы иметь наилучший обзор из возможных. Вместо того, чтобы полностью сосредоточиться на бампере автомобиля впереди – лучше смотреть, что происходит перед ним. В таком случае, если поток впереди начал тормозить – у мотоциклиста будет намного больше времени на реакцию и торможение.
Из слепых зон (особенно из-за автобусов, грузовиков и т.д.) часто могут внезапно появляться препятствия (транспорт, животные, пешеходы и т.д.). Это также следует учитывать и соответствующим образом корректировать скорость и положение в потоке.
В условиях ограниченной видимости сильно помогают навыки прогнозирования ситуации. К примеру, зная, что у припаркованного автомобиля может открыться дверь, или он может начать движение без предварительного сигнала – можно заранее снизить скорость и держаться подальше от ряда припаркованных автомобилей. Или, зная, что на перекрестке водитель встречного автомобиля может повернуть перед мотоциклом налево – можно заранее снизить скорость и приготовиться к торможению.
Для уменьшения риска попадания в ДТП на мотоцикле по возможности следует обозревать дистанцию на 12 секунд вперед. Если такая возможность отсутствует – необходимо с помощью выбора скорости и положения на дороге как можно сильнее улучшить себе обзор и полагаться на навыки прогнозирования развития дорожной ситуации.
Привет!
Это продолжение к моему предыдущему комментарию.
В данном ролике (во второй половине) показан городской поток и другие участники движения. Это гораздо информативнее, чем пустая загородная дорога. Я, как слушатель слежу за происходящим, анализирую и строю свою стратегию. одновременно слушая подсказки от тебя.
Об этом я как раз и пытался донести в предыдущем комментарии.
С уважением,