Как ездить на мотоцикле в городе

Основные принципы дорожной стратегии

Чтобы ездить на мотоцикле любой мотоциклист так или иначе, осознанно или нет, вынужден циклически совершать следующие операции:

  1. Пользуясь своими навыками обзора, он собирает информацию об окружающей обстановке.
  2. На основании полученной информации, пользуясь своими знаниями и опытом, выбирает траекторию движения.
  3. Используя навыки управления транспортным средством, выполняет задуманную траекторию движения, после чего переходит к п.1.

Дополнительно, водитель может совершать множество других действий, относящихся или не относящихся к вождению. Однако эти 3 операции любой водитель совершает всегда. Как нетрудно заметить, успех выполнения этих 3 действий зависит от совокупности знаний, опыта, навыков обзора и управления. Эта совокупность и есть дорожная стратегия.

Ездить на мотоцикле - основные составляющие

Дорожная стратегия – это совокупность знаний и умений мотоциклиста, позволяющая ему:

– Правильно и эффективно оценивать окружающую дорожную обстановку

– Выбирать подходящее положение в потоке, скорость и направление движения

Здравый смысл

Чтобы ездить на мотоцикле – необходим важный элемент дорожной стратегии – наличие здравого смысла. Хороший запас знаний и развитые навыки могут защитить мотоциклиста от большинства опасностей. Однако не все дорожные ситуации можно найти в обучающих материалах и смоделировать на тренировочной площадке. Всегда есть определенный шанс столкнуться с неизвестными обстоятельствами. В этом случае следует полагаться на здравый смысл. Если обстановка кажется опасной – скорее всего так оно и есть. Следует предпринять все необходимые действия для того, чтобы покинуть эту обстановку.

Кроме того, в различных ситуациях следует предпочитать здравый смысл остальным факторам. К примеру, по здравому смыслу, даже имея право проезда, лучше уступить дорогу быстро движущемуся автомобилю на перекрестке.

Обзор дорожной ситуации

Ездить на мотоцикле Обзор дорожной ситуации является основой управления мотоциклом. Именно на основании информации, полученной при обзоре, принимаются все решения, связанные с движением мотоцикла.

Основной инструмент обзора на дороге – это зрение. Остальные чувства играют второстепенную роль. Грамотное использование зрения позволяет получать больше важной информации, которую мотоциклист может использовать для управления.

На дороге обработка информации, принятие решений и их исполнение всегда занимают какое-то время. Для того чтобы иметь достаточно времени – дорожную ситуацию нужно обозревать как можно дальше. Это один из главных принципов хорошей дорожной стратегии. Оптимальной дистанцией обзора считается расстояние, проезжаемое мотоциклом за 12 секунд

Зеркала заднего вида. Слепые зоны.

Помимо обзора вперед не стоит забывать осматривать зеркала и слепые зоны. Для полноты дорожной картины рекомендуется периодически осматривать зеркала даже при прямолинейном движении. При поворотах и перестроениях, а также при маневрировании в пределах своей полосы осмотр зеркал необходим. Также при маневрировании настоятельно рекомендуется отдельная проверка слепой зоны путем поворота головы.

Предотвращение аварийных ситуаций

Ездить на мотоцикле – значит мириться с неизбежными рисками. На дороге существуют потенциально опасные ситуации. Эти ситуации не представляют непосредственной угрозы, однако, при определенных условиях, могут такую угрозу создать. Принцип предотвращения угрозы (один из основных принципов хорошей дорожной стратегии) заключается в поиске потенциальных опасностей и превентивной реакции на них. Таким образом аварийная ситуация предотвращается.

             В поиске и определении потенциальных опасностей помогает здравый смысл и знания, полученные ранее из внешних источников. Например, по здравому смыслу понятно, что ехать за автомобилем с незакрепленным грузом на крыше опасно. Или, зная, что около половины столкновений случается на перекрестках, несложно понять, что перекрестки являются потенциально опасными зонами.

Распределение внимания

Ездить на мотоцикле Количество внимания у каждого человека не безгранично. Управление мотоциклом и грамотный обзор дорожной ситуации требуют огромного количества внимания. Для того чтобы внимания хватало – можно предпринять следующие меры:

  • Повышать мастерство управления. В этом случае останется больше внимания для дорожной ситуации.
  • Не отвлекаться на посторонние факторы, не касающиеся вождения.
  • Снизить скорость. Снижение скорости дает больше времени на обработку информации и принятие решений.
  • Эффективно распределять внимание.

В дорожных условиях необходимо одновременно следить за множеством моментов. Состояние дорожного покрытия, дорожные условия, окружающий транспорт, пешеходы и т.д. – всему этому следует уделять некоторое количество внимания. Не следует концентрироваться на какой-то одной области. Концентрируясь только на одной области обзора можно упустить важные детали в другой. В то же время, потенциальные опасности требуют повышенного внимания. Чем большую угрозу несет потенциальная опасность – тем больше внимания она требует. Зацикливаться на ней, при этом, не стоит.

Выбор положения на дороге

Мотоциклы, по сравнению с автомобилями, имеют меньшие габариты, лучший обзор, динамику и маневренность. Все это предоставляет возможность довольно свободно менять положение на дороге. Этой возможностью можно и нужно пользоваться.

Ездить на мотоцикле Положение на дороге, в зависимости от ситуации, может предоставлять мотоциклисту выгодный обзор и обеспечивать его видимость другим участникам движения. Еще один из принципов хорошей дорожной стратегии – на дороге следует занимать такое положение, чтобы хорошо видеть и быть увиденным.

Ширина мотоцикла позволяет ему двигаться не только по центру полосы, но и правее или левее. Каждое из этих положений в определенных ситуациях имеет достоинства и недостатки. Положение в полосе, в основном, выбирается по состоянию дорожного покрытия, здравому смыслу и принципу «видеть и быть увиденным».

В подавляющем большинстве случаев не стоит двигаться, а тем более опережать левее левого и правее правого ряда. Водители совершенно не ожидают там кого-либо встретить, а потому не смотрят в зеркала при маневрах через эти зоны. 

Безопасная дистанция

Чтобы безопасно ездить на мотоцикле – необходимо соблюдать безопасную дистанцию. При движении в потоке следует соблюдать безопасную дистанцию до автомобиля впереди. В случае применения этим автомобилем экстренного торможения необходимо обеспечить себе время на реакцию.  Вождение мотоцикла Минимальной дистанцией в идеальных дорожных условиях, при наличии отличных навыков торможения является дистанция в 2 секунды. Сложные погодные условия, плохое покрытие, неуверенные навыки торможения, усталость и другие факторы являются весомым поводом увеличить дистанцию.

Кроме того, следует учитывать транспорт, движущийся позади мотоцикла. Если автомобиль сзади не держит дистанцию – при резком торможении он не успеет среагировать. Следовательно, мотоциклисту стоит увеличить дистанцию до автомобиля впереди, чтобы, в случае необходимости, обеспечить плавное торможение. Помимо этого, если видно, что автомобиль не соблюдает дистанцию – по возможности следует от него удалиться.

При остановке за автомобилем важно оставить себе место для маневра и направить мотоцикл так, чтобы была возможность объехать автомобиль. В случае если автомобиль сзади не успевает затормозить – необходимо немедленно покинуть опасную зону. Во время остановки следует оставаться на передаче и проверять зеркала.

Остановочный путь

Остановочный путь — это расстояние, которое проходит мотоцикл с момента обнаружения водителем опасности до полной остановки. Остановочный путь состоит из 3 основных частей:

  1. Время реакции водителя. От обнаружения опасности до начала торможения проходит некоторое время, называемое временем реакции водителя. Оно очень сильно зависит от готовности водителя начать торможение. При неожиданном торможении время реакции составляет около 1с. На скорости 90км/ч это эквивалентно 25м пройденного пути. Если водитель предполагал аварийную ситуацию и был готов начать торможение – время его реакции составит примерно 0,3с. Это эквивалентно 7,5м на 90км/ч.
  2. Время срабатывания тормозной системы. В механизмах любой тормозной системы существует определенный люфт, который выбирается перед началом торможения. В среднем, от начала нажатия на рычаг тормоза до начала замедления уходит примерно 0,2с. Если водитель, предполагая возможность торможения, уже слегка поджал тормоз – он экономит эти 0,2с. Что гораздо важнее – приготовившись к торможению и закрыв газ, загрузив при этом переднее колесо – водитель снижает также тормозной путь.
  3. Тормозной путь. Путь от начала торможения до полной остановки. Зависит от скорости, навыков торможения и состояния дорожного покрытия. Тормозной путь находится в квадратичной зависимости от скорости в начале торможения. При увеличении скорости в два раза, тормозной путь увеличивается в 4 раза.

Очевидно, что даже при использовании одинаковой техники торможения остановочный путь может значительно зависеть от готовности водителя начать торможение. Так, при торможении с 90км/ч до полной остановки мотоциклист, предполагавший возможность торможения сэкономит, по меньшей мере, 22,5м тормозного пути.

По этой причине при приближении к потенциальной опасности настоятельно рекомендуется приготовиться к торможению, перенести пальцы и ногу на рычаги тормозов и, при необходимости, закрыть газ и слегка поджать тормоз.

Чтобы безопасно ездить на мотоцикле – необходимо правильно уметь оценить свой тормозной путь. Это одна из причин, почему стоит регулярно отрабатывать навыки торможения с разных скоростей на площадке. Правильная оценка тормозного пути позволяет грамотно пользоваться одним из принципов дорожной стратегии при выборе скорости движения. Выбранная скорость движения должна позволять остановиться в пределах видимости в своей полосе.

Выбор скоростного режима

При выборе скорости движения, помимо официального ограничения скорости, следует учитывать некоторые другие факторы.

Концентрация внимания

Как уже упоминалось ранее – у каждого человека запас внимания не бесконечен. При движении по дороге большую часть внимания приходится тратить на обзор и анализ окружающей обстановки. Очевидно, что чем выше скорость – тем больше дорожных событий приходится обрабатывать за единицу времени и тем больше внимания требуется. Также очевидно, что чем насыщеннее дорожная обстановка – тем больше внимания требуется на ее обработку. Следовательно, чтобы концентрация внимания оставалась достаточной следует придерживаться правила: чем насыщеннее дорожная обстановка – тем ниже скорость.

Условия видимости и остановочный путь

Дороги общего пользования доступны всем желающим и не имеют каких-то специальных ограждений. По этой причине вне пределов видимости мотоциклиста может оказаться все, что угодно – транспорт, люди, животные, ямы, посторонние предметы и т.д. Многие из этих препятствий могут потребовать полной остановки мотоцикла. Следовательно, выбранная скорость движения должна позволять остановиться в пределах видимости в своей полосе. Если видимость снижена по погодным причинам, или ограничена ландшафтом или транспортом – скорость необходимо снизить.

Дорожное покрытие

Любые ускорения мотоцикла обусловлены сцеплением шин с покрытием. Следовательно, в условиях плохого дорожного покрытия скорость движения следует снизить.

Скорость потока

При движении в потоке, скорость относительно потока прямым образом влияет на обзор дорожной ситуации. Если скорость намного выше или намного ниже средней скорости потока – мотоциклист перестает успевать анализировать дорожную ситуацию. Кроме того, в таком случае его появление на дороге становится неожиданностью для остальных участников движения. При движении в потоке, в большинстве случаев, оптимальной является скорость, близкая к средней скорости потока.

Состояние водителя

При болезненном, сонливом или возбужденном состоянии, при сильном чувстве голода, под влиянием перегрева или переохлаждения и т.д. время реакции, концентрация внимания и моторные функции водителя могут заметно ухудшаться. В таких случаях стоит делать поправку, путем осознанного снижения скоростного режима. Также следует, по возможности, убрать раздражитель, остановиться и отдохнуть.

Потенциальные опасности

При наличии потенциальной опасности (например, при приближении к слепому перекрестку) скорость следует скорректировать так, чтобы иметь возможность, в случае необходимости, отреагировать на опасность.

Навыки водителя

Для выбора скорости водителю необходимо уметь трезво оценивать свои умения. На дорогах общего пользования скорость движения должна всегда соответствовать навыкам вождения.

Использование световых и звуковых сигналов

Световые и звуковые сигналы на дороге используются для информирования окружающих о намерениях водителя. Ни один из сигналов не дает приоритета при движении. Использовать сигналы следует однозначным образом, избегая возможности неправильного толкования сигнала другими водителями.

Поворотники

Следует избегать сигналов, способных ввести в заблуждение участников движения. Сигнал, поданный слишком поздно не оставляет времени на реакцию окружающим водителям. Сигнал, поданный слишком рано, может ввести окружающих в заблуждение. После совершения маневра необходимо убедиться, что поворотник был выключен.

Стоп-сигнал

Стоп-сигнал загорается автоматически при нажатии на рычаг/педаль тормоза. С помощью серии слабых нажатий на педаль тормоза при приближении к потенциальной опасности можно привлечь внимание водителя, двигающегося позади

Звуковой сигнал

Задача звукового сигнала – предотвращение аварийной ситуации с помощью оповещения окружающих о присутствии мотоциклиста. Ни в коем случае не следует использовать звуковой сигнал для выражения своего недовольства по отношению к окружающим. В настоящее время назначение звукового сигнала скомпрометировано подобным поведением. Часто подача звукового сигнала воспринимается как акт агрессии. Это необходимо учитывать.

В потенциально опасной ситуации звуковой сигнал используется для привлечения внимания до предполагаемого выезда автомобиля на траекторию мотоцикла. Когда автомобиль уже находится на траектории столкновения – подача сигнала бессмысленна. В таком случае необходимо сосредоточиться на контраварийном маневрировании.

С увеличением скорости движения и расстояния эффективность звукового сигнала резко снижается. В таких условиях чаще всего выгоднее использовать световые сигналы.

Сигналы головным светом

Моргание дальним светом, также как и звуковой сигнал, используется для привлечения внимания окружающих. Использование сигналов дальним светом предпочтительно на высоких скоростях, когда эффективность звукового сигнала заметно снижается.

Знаки вежливости

Оказание знаков вежливости (например, кивок или кратковременное включение «аварийки») способствует улучшению настроения окружающих и позитивно влияет на восприятие мотоциклистов в целом. Во многих случаях использование подобных знаков способно предотвратить развитие конфликта. Подобные знаки следует использовать, если они не противоречат здравому смыслу и условиям безопасности.

Как ездить на мотоцикле в городе - принципы дорожной стратегии

Ездить на мотоцикле

  • Использование здравого смысла.
  • Обзор дорожной ситуации как можно дальше (на 12 секунд вперед).
  • Использование зеркал заднего вида и обзор слепых зон при маневрировании.
  • Предотвращение аварийных ситуаций. Поиск потенциальных опасностей и реакция на них.
  • Концентрация и эффективное распределение внимания.  
  • Выбор выгодного положения на дороге. Видеть и быть увиденным.
  • Соблюдение безопасной дистанции.
  • Способность остановиться в пределах видимости на своей полосе.
  • Осознанный выбор скоростного режима.
  • Грамотное использование сигналов.
  • Трезвая оценка собственных возможностей и их адекватное использование.

Управление мотоциклом (впрочем, как и автомобилем) всегда несет в себе определенную опасность. Принципы дорожной стратегии не исключают опасности вождения полностью. Однако они колоссально снижают вероятность попадания в ДТП. Принципы дорожной стратегии применимы к любой дорожной ситуации.

Добавить комментарий