Контрруление и его применение

Контрруление – одно из первых понятий, с которым знакомится большинство мотоциклистов. Однако, далеко не все понимают, что это такое и как оно работает. Из-за этого возникают различные распространенные заблуждения, например, что контрруление работает только на высокой скорости, или что при повороте колесо должно быть направлено наружу поворота. Это не так. 

Что такое контрруление?

Многие мотоциклисты считают контрруление способом поворота мотоцикла. На самом деле, строго говоря, контрруление не является способом поворота мотоцикла. Оно является причиной наклона мотоцикла. При движении по какой-либо траектории (не обязательно прямой) рулевое управление мотоцикла имеет свойство стабилизировать мотоцикл на этой траектории. Переднее колесо (и, соответственно, руль) при этом занимают определенное положение равновесия. При каком-то воздействии на руль переднее колесо отклоняется от своего положения равновесия, что приводит к временной потере равновесия мотоцикла и его отклонению по вертикали. Это воздействие на руль и есть контрруление.

Контрруление в действии

Если проследить весь процесс поворота с использованием контрруления – происходит следующее: 

  1. Происходит какое-то воздействие на руль.
  2. Мотоцикл наклонился в сторонуПереднее колесо отклоняется от своего положения равновесия. 
  3. Мотоцикл временно теряет равновесие и наклоняется на определенный угол
  4. Переднее колесо, в силу свойств рулевой геометрии, обретает новое положение равновесия
  5. Мотоцикл продолжает удерживать новый угол наклона, и в результате сложения сил, действующих на него, начинает менять свою траекторию (совершать поворот).

Немного теории

При отклонении руля влево мотоцикл начинает наклоняться вправо. И наоборот, при отклонении руля вправо мотоцикл наклоняется влево. Чем быстрее и больше поворот руля – тем быстрее наклоняется мотоцикл. Этот эффект работает на любой скорости движения мотоцикла. На низкой скорости это явление присутствует, также как и на высокой скорости. Однако, так как на низкой скорости рулевое управление мотоцикла не успевает быстро менять угол наклона – воздействовать на руль нужно быстрее. И поворачивать руль нужно на больший угол. После того, как мотоцикл наклонился, на очень низкой скорости может потребоваться вручную довернуть руль в сторону поворота, если он не успевает этого сделать самостоятельно. 

Контрруление является не единственным способом изменения траектории движения мотоцикла, однако оно является самым быстрым и эффективным способом, поэтому крайне важно понимать суть этого явления.

У этой записи 3 комментариев

  1. Андрей

    На высокой скорости как оно вообще? Тоже используется только для наклона? То есть… когда с помощью контрруления мы грубо говоря выбрали наклон, воздействие на руль прекращается? И колесо самостабилизируется? и чтобы выйти из наклона надо повернуть руль в противоположном направлении?

  2. Mr. Puff

    Да, на высокой скорости все тоже самое: контрруление используется для создания наклона и, таким образом, начала поворота. Что касается того, оставлять ли воздействие на руль во время поворота – это во многом зависит от других параметров поворота: нужно ли тормозить или разгоняться, есть ли свешивание/контрсвешивание и т.д., так, однозначно нельзя ответить.

  3. Дмитрий

    Меня смущало и вводило в заблуждение определение, упомянутое выше: « При отклонении руля влево мотоцикл начинает наклоняться вправо.» Лично для меня стало всё ясно, когда услышал определение со следующий смыслом.
    Хочешь наклонить мотоцикл вправо – дави/ толкай правую ручку. Тогда не надо в голове думать: « хочешь повернуть направо начни поворачивать руль в лево.

Добавить комментарий