Сцепление на мотоцикле имеет так называемую “серую зону” – зону хода рычага сцепления от точки схватывания (когда сцепление начинает понемногу передавать крутящий момент от двигателя на колесо) до полностью отпущенного рычага. Диски сцепления при этом прижаты друг к другу не с полной силой, из-за чего допускается небольшое их проскальзывание. Поэтому технику езды в серой зоне сцепления также иногда называют “езда на проскальзывающем сцеплении” или “езда на буксующем сцеплении”.
Проскальзывающее сцепление на мотоцикле – не сгорит?
Езда в серой зоне сцепления является расчетным режимом работы для сцепления мотоцикла. Причем это касается как мотоциклов с “мокрым” так и с “сухим” типом сцепления. При каждом трогании с места так или иначе приходится использовать проскальзывающее сцепление. Более того, на современных мотоциклах устанавливается “проскальзывающее сцепление” – slipper clutch. Оно заставляет диски сцепления проскальзывать без участия мотоциклиста, с помощью автоматики. Однако важно помнить, что при использовании серой зоны сцепления под большой нагрузкой (высокие обороты двигателя, сильное торможение, буксировка, движение в крутой подъем и т.д.) сцепление может быстро перегреться и выйти из строя. Чтобы сцепление не “сгорело” – необходимо правильно использовать серую зону сцепления.
Техника использования серой зоны сцепления
Первым делом необходимо найти “точку схватывания”. Нужно остановить мотоцикл, выжать сцепление, включить первую передачу и добавить немного газа (насколько много – зависит от
мотоцикла. Обычно достаточно оборотов в 1.5 – 2 раза выше холостых). Далее следует начать очень плавно отпускать сцепление. В определенный момент мотоцикл начнет медленно трогаться. Положение рычага сцепления в этот момент – и есть “точка схватывания”. Очевидно, что если отпустить сцепление дальше точки схватывания – мотоцикл начнет разгоняться быстрее. Если выжать сцепление за точку схватывания – диски сцепления разъединятся и мотоцикл станет замедляться. Чтобы мотоцикл замедлялся быстрее – во время движения в серой зоне сцепления допускается использовать немного (немного!!!) заднего тормоза.
Чего не стоит делать
При использовании серой зоны сцепления не следует сильно давить тормоз и сильно поднимать обороты двигателя. Это может привести к перегреву и быстрому выходу сцепления из строя.
Для чего используется серая зона сцепления
Добавив немного газа и работая рычагом в серой зоне сцепления можно практически мгновенно подавать небольшое количество крутящего момента на колесо. В
маневре на низкой скорости в момент, когда мотоцикл начинает заваливаться следует слегка отпустить рычаг сцепления, тогда момент на заднем колесе увеличится, мотоцикл начнет немного ускоряться и перестанет наклоняться. И наоборот, если мотоцикл едет слишком быстро, стоит задача его замедлить и совершить более крутой поворот – можно слегка поджать сцепление, тогда мотоцикл начнет замедляться. Использование серой зоны сцепления позволяет уверенно маневрировать на низкой скорости на любом мотоцикле, вне зависимости от его массы и размера.
Кроме маневрирования на низкой скорости использование серой зоны сцепления бывает оправдано для более плавного переключения передач, плавного торможения двигателем, как средство точной дозировки крутящего момента на скользких покрытиях и бездорожье.
Как быть с автоматом? К примеру, NC-750XD. Есть адаптация к подобным мотоциклам?