Вождение мотоцикла: постановка взгляда

Не секрет, что вождение мотоцикла сопряжено с определёнными рисками. Наша задача – минимизировать все возможные риски за счёт прокачки определенных навыков. А когда нужные и важные умения отточены и записаны на кору головного мозга, мотоциклист может получать истинный кайф от вождения мотоцикла. В этой статье поговорим о правильной постановке взгляда на дороге.

Зачем мотоциклисту тренировать взгляд ?

Зрение для мотоциклиста – основной и самый надёжный источник информации об окружающей обстановке. Правильная работа со взглядом при вождении мотоцикла обеспечивает

Вождение мотоцикла
Необходимо повернуть голову и смотреть внутрь поворота для правильного расчета траектории

наилучшее использование зрения и, как следствие, увеличивает количество полезной информации, которой мотоциклист может оперировать для эффективного управления мотоциклом. Для правильной работы со взглядом требуется базовое понимание того, как устроено наше зрение. 

Биологические особенности человеческого зрения

Человек имеет бинокулярное зрение. Есть два глаза, направленных в одну сторону и находящихся на определенном расстоянии друг от друга. Мозг сравнивает два немного разных сигнала, приходящих от глаз, и на основании этой разницы определяет расстояние до наблюдаемых объектов. Наблюдая положение этих объектов в течение некоторого времени мозг рассчитывает примерную скорость объектов (относительно наблюдателя).

Вождение мотоцикла и использование особенностей зрения

В силу эволюции, даже нетренированный человек (а тренированный и подавно) способен с удовлетворительной (в диапазоне “гражданских” условий) точностью определять расстояния и скорости движения различных объектов относительно себя. Однако для этого оба глаза должны быть направлены на наблюдаемую область. Иными словами, для хорошей оценки расстояния и скорости движения нельзя просто покосить глазами, нужно повернуть голову и смотреть в направлении наблюдаемой области. Так как приоритетной областью наблюдения при вождении мотоцикла, очевидно, является его траектория – бо́льшую часть времени голова и взгляд должны быть обращены именно вдоль планируемой траектории движения. Чтобы иметь возможность

Вождение мотоцикла
При интенсивном торможении по прямой взгляд направлен далеко по прямой. На препятствие смотреть не следует

спланировать траекторию заблаговременно – смотреть вдоль траектории следует как можно дальше. Обычно для эффективного планирования своего движения рекомендуется обозревать дистанцию от одной до двенадцати секунд. 

Вождение мотоцикла и типы зрения. Как ими пользоваться?

Стоит отметить, что у человека есть два типа зрения. Основное, позволяющее детально рассмотреть очень узкую область пространства и периферическое, дающее общую, но  нечеткую, картину.

Периферическое зрение

Периферическое зрение особенно хорошо регистрирует движущиеся объекты, после чего, обычно, внимание и основное зрение переключаются на них. Важным умением для мотоциклиста является способность больше полагаться на периферическое зрение, так как именно оно позволяет видеть всю картину в целом. В том числе развитию периферического зрения посвящены различные упражнения на площадке.

Основное зрение

При переключении периферического зрения на основное на каком-то объекте, представляющем потенциальную опасность, важно уметь быстро оценить его скорость и направление движения, после чего немедленно перевести свое основное зрение обратно на траекторию движения.В случае если основное зрение замыкается на опасности возникает явление, называемое фиксацией на опасности. В этом случае мотоциклист полностью концентрирует взгляд и внимание на опасном объекте, теряет траекторию и способность к эффективному управлению мотоциклом. Обычно такое явление заканчивается столкновением с этим объектом, из-за чего возникло распространенное мнение что мотоцикл едет туда, куда смотрит водитель. Способность быстро возвращать взгляд на траекторию также возможно развить с помощью тренировок на площадке.

Итак, суммируя все вышесказанное: при вождении мотоцикла стоит поворачивать голову и направлять взгляд бо́льшую часть времени вдоль планируемой траектории движения, при этом нужно постоянно обозревать область траектории на дистанции от одной до 12 секунд. При появлении опасности стоит быстро определить ее скорость и направление движения, после чего немедленно переключить взгляд на новую траекторию движения. Фиксироваться на опасности не следует.  Периферическое зрение и способность быстро переводить основное зрение возможно развить с помощью упражнений.

Добавить комментарий