Резина мотоцикла и ее влияние на управляемость
Сцепление шин с дорогой. Пятно контакта
Чтобы лучше понимать как едет мотоцикл и как им управлять – не лишним будет понять базовые принципы, касающиеся резины мотоцикла.
Если не обращать внимание на сопротивление воздуха, то можно считать, что любое изменение в направлении или скорости движения мотоцикла определяется силами трения между шинами и дорогой.
Для удобства описания этих сил обычно используется такое понятие как пятно контакта. Пятно контакта – это, как следует из названия, место, где резина касается асфальта (входит с ним в контакт).
Именно в пятне контакта происходит взаимодействие шины с дорогой. Поверхность асфальта имеет некоторую шероховатость. Поверхность резины, находящаяся в пятне контакта, в силу своей эластичности «заполняет» эту шероховатость, входит в зацепление с асфальтом и образует силу трения.
Что влияет на сцепление резины мотоцикла с дорогой?
Состав резины
Чем мягче резина – тем лучше она «заполняет» неровности асфальта и тем лучшее сцепление образуется в пятне контакта. Обратная сторона медали: чем мягче резина – тем быстрее она изнашивается. Поэтому, шины, которые ставятся на серийные мотоциклы – это всегда компромисс между сцеплением и износостойкостью.
При неправильном хранении со временем резина деградирует и «дубеет». Свойства такой шины значительно хуже, чем у новой. В среднем, свойства резины сильно ухудшаются после 5 лет после ее производства. Такую старую шину следует заменить.
Температура резины
При вращении колеса мотоцикла участки резины, попадая в пятно контакта и выходя из него, постоянно деформируются. Из-за такой периодической деформации эти участки постепенно нагреваются. Чем выше температура резины (и асфальта) в пятне контакта – тем мягче становится резина и, следовательно, тем лучше становится сцепление. Именно поэтому жарким летом на прогретой резине сцепление с дорогой будет намного лучше, чем холодной осенью.
Давление
При снижении давления в шине деформация резины увеличивается, вследствие чего увеличивается нагрев (и износ) шины. Это также увеличивает сцепление с дорогой. Однако при перегреве шины ее сцепные свойства резко ухудшаются. Для движения по дорогам рекомендуется давление, предусмотренное производителем мотоцикла.
Загрязнение покрытия
Грязь, попадающая в пятно контакта, действует как смазка. Тем самым сцепление с дорогой резко ухудшается. Протектор, используемый на дорожных шинах, призван удалять загрязнения из пятна контакта. Если протектор изношен – он не справляется со своей функцией, не отводит грязь и сцепление ухудшается еще сильнее.
Качество сцепления резины с покрытием характеризуется величиной, называемой коэффициент сцепления µ.
Факторы, влияющие на коэффициент сцепления:
Положительные факторы | Отрицательные факторы |
Мягкий состав резины Оптимальная температура резины и дорожного покрытия Оптимальное давление в шинах Чистое, ровное, сухое дорожное покрытие | Твердый состав резины Старые, «задубевшие» покрышки Шины с дефектами Низкая температура дорожного покрытия Непрогретые или напротив, перегретые шины Слишком низкое или слишком высокое давление в шинах Изношенный протектор покрышек Грязное или влажное дорожное покрытие Дефекты дорожного покрытия |
Силы в пятне контакта. Вес, приходящийся на колесо
Сделаем волевое усилие и вспомним школьный курс физики. Максимальная сила трения F, которую способно развить колесо в пятне контакта определяется как произведение коэффициента сцепления на силу реакции опоры N (дорожного покрытия).
Сила реакции опоры напрямую зависит от нагрузки, веса, с которой колесо давит на покрытие.
- Вес на колесе – это сила, с которой колесо действует на дорожное покрытие через пятно контакта.
Вес, приходящийся на колесо, имеет свойство постоянно изменяться при движении мотоцикла. Так, например, при разгоне вес на переднем колесе уменьшается, а на заднем – напротив, увеличивается. При торможении же – наоборот, вес на переднем колесе растет, а на заднем – снижается.
Чем больше вес на колесе – тем сильнее резина в пятне контакта «вдавливается» в асфальт. При этом максимальная сила трения растет. Это означает, что колесо может развить бо́льшую силу тяги. Также это значит, что колесо сложнее сорвать в пробуксовку.
- Чем больше вес на колесе – тем сложнее сорвать его в пробуксовку и тем большую силу тяги оно может развить.
Сила трения, образующаяся в пятне контакта, может быть использована для ускорения мотоцикла[1] в какую-либо сторону.
Именно силы трения в пятнах контакта позволяют мотоциклу менять траекторию движения. Поэтому подавляющее большинство техник вождения, по большому счету, направлены на грамотное использование этих сил.
[1] Ускорением в данном случае называется любое изменение скорости. Под ускорением может пониматься разгон, торможение, поворот и их комбинация.