Контрсвешивание

Что такое контрсвешивание?

Контрсвешивание – это перенос массы тела мотоциклиста на внешнюю сторону поворота. В сравнении с нейтральным положением тела перенос массы на внешнюю сторону  позволяет увеличить угол наклона мотоцикла. Это, в свою очередь, дает возможность уменьшить радиус разворота мотоцикла при движении на низкой скорости. Почему именно так происходит? Для того, чтобы это понять, нужно немного скучной теории.
 

Как работает контрсвешивание – немного скучной теории

С точки зрения кинематики, радиус разворота конкретного мотоцикла (с заданными геометрическими параметрами) зависит от двух переменных: угла поворота руля и угла наклона. В свою очередь, угол наклона мотоцикла и угол поворота руля зависят друг от друга, от скорости движения и положения общего центра масс мотоцикла и мотоциклиста.

Контрсвешивание
Контрсвешивание увеличивает угол наклона мотоцикла. На малой скорости это позволяет уменьшить радиус разворота.

Таким образом, при движении на мотоцикле по криволинейной траектории невозможно независимо друг от друга изменить угол поворота руля и угол наклона мотоцикла, не изменив при этом скорость или положение тела. Например, при движении с постоянной скоростью по дуге, если на мотоцикле повернуть руль – угол наклона мотоцикла также обязательно изменится (явление контрруления).

При движении на низкой скорости если достигнут максимальный угол поворота руля (и остался запас по углу наклона) – уменьшить радиус разворота мотоцикла можно двумя способами: увеличением скорости движения или смещением центра масс. Увеличение скорости мотоцикла возможно не всегда (к примеру, на скользком покрытии большая скорость приводит к скольжению колес). В этом случае можно сместить массу тела на внешнюю сторону поворота. Это увеличит наклон мотоцикла и уменьшит угол поворота руля, давая возможность еще сильнее уменьшить радиус разворота мотоцикла. Это и есть принцип использования контрсвешивания на низкой скорости.
 

Когда применяется контрсвешивание

Непосредственно для уменьшения радиуса разворота мотоцикла контрсвешивание применяется в основном при маневрировании на малой скорости. При движении на высоких
Контрсвешивание
Контрсвешивание увеличивает угол наклона мотоцикла. На малой скорости это позволяет уменьшить радиус разворота.

скоростях, когда ограничивающим фактором становится не угол поворота руля, а угол наклона мотоцикла – контрсвешивание обычно не оправдано. Более того, в скоростном повороте, когда начинает играть большую роль работа подвески – контрсвешивание вредно, т.к. чем сильнее наклонен мотоцикл – тем хуже отрабатывает его подвеска.

Исключением являются некоторые случаи, когда необходимо совершать быстрые, энергичные перекладки мотоцикла. К примеру – при резком объезде препятствия. Еще в пример можно привести технику вождения в супермото, где контрсвешивание широко применяется. Соревнования по супермото зачастую проводятся на небольших треках, изобилующих резкими, техничными поворотами. Скорости в таких поворотах относительно небольшие (в сравнении с шоссейно-кольцевыми мотогонками). В таких условиях контрсвешивание позволяет быстрее осуществлять вход и выход из поворота.
Также контрсвешивание в закрытом повороте предоставляет улучшенный обзор, по сравнению со стандартным положением. В случаях, когда важен обзор и можно пожертвовать некоторым количеством запаса угла наклона и сцепления шин с дорогой – контрсвешивание также можно применить.

У этой записи один комментарий

  1. Миханизм

    “При движении на низкой скорости если достигнут максимальный угол поворота руля (и остался запас по углу наклона) – уменьшить радиус разворота мотоцикла можно двумя способами: увеличением скорости движения или смещением центра масс. ”
    Само по-себе увеличение скорости не уменьшает радиус разворота. Увеличение скорости увеличивает центробежную силу и это позволяет мотоциклу не падать при большем угле наклона. Больший угол наклона позволяет пройти поворот с меньшим выворотом руля, а вот если снова довернуть руль, получится меньший радиус разворота.
    Согласны? =)

Добавить комментарий