Подвеска мотоцикла

В задней подвеске легко рассмотреть оба компонента: пружину и амортизатор

Любое дорожное покрытие (да, даже свежий асфальт) имеет некоторые неровности. Колесо, при проезде по таким неровностям, может подпрыгивать, теряя контакт с покрытием. Когда колесо не контактирует с дорогой – оно не способно влиять на траекторию мотоцикла. Иными словами – мотоцикл в эти моменты становится неуправляемым.

Частично это явление сглаживается амортизирующими свойствами самой покрышки. Однако этого недостаточно. Для более эффективной борьбы с неровностями используется подвеска.

Основное назначение подвески – обеспечить постоянный качественный контакт колеса с дорожным покрытием.

Работа подвески оказывает значительное влияние на пятно контакта колеса и, как следствие – на силу сцепления колеса с дорогой.

Подвеска, как правило, имеет две основные части: упругий элемент (пружина) и демпфер (амортизатор).

1. Пружина

В качестве упругого элемента в подвесках мотоциклов обычно используются пружины. При наезде на неровность пружина, сжимаясь, преобразует энергию удара в потенциальную энергию. Когда колесо проезжает неровность – пружина отдает энергию обратно, прижимая колесо к дороге и не давая ему оторваться от покрытия.

2. Амортизатор

Любая пружина, если ее сжать, а затем отпустить – начинает колебаться. Главная задача амортизатора в подвеске – демпфировать (поглотить) колебания пружины. Амортизатор преобразует энергию колебаний пружины в тепловую энергию (жидкость внутри амортизатора нагревается, после чего тепло рассеивается).

Правильно подобранные и отрегулированные компоненты подвески способны значительно улучшить управляемость. В то же время неисправная подвеска может стать причиной резкого ухудшения поведения мотоцикла. Подвеска всегда должна быть в исправном состоянии.

Рабочий ход подвески

В передней подвеске – вилке, пружины как и демпфирующий элемент находятся внутри корпуса вилки

При работе подвеска постоянно сжимается и разжимается, отрабатывая неровности покрытия. Ход подвески между полностью сжатым и полностью разжатым состоянием называется рабочим ходом. Оптимальный режим работы подвески достигается в середине ее рабочего хода. Ближе к концам рабочего хода качество работы подвески ухудшается.

Также подвеска может сжиматься и разжиматься под действием сил инерции, действующих на мотоцикл при его ускорении. При разгоне передняя и задняя подвески разжимаются. При торможении двигателем или задним тормозом обе подвески сжимаются. При торможении передним тормозом передняя подвеска сжимается, а задняя – разжимается.

Подвеска и угол наклона мотоцикла

С увеличением угла наклона мотоцикла работа подвески ухудшается. Это вызвано тем, что элементы подвески начинают работать не перпендикулярно дорожному покрытию, а под углом. В связи с этим сцепление шин с дорогой при увеличении угла наклона мотоцикла также ухудшается.

Именно с этим явлением связан такой прием вождения как «свешивание». Свешиваясь с мотоцикла внутрь поворота мотоциклист позволяет мотоциклу находиться в более вертикальном состоянии. В результате подвеска работает лучше и резина находится в лучшем контакте с дорогой.