Торможение с АБС на мотоцикле - правильная техника

Торможение с АБС

Чем отличается торможение с АБС и без нее? Наверное, все знают АБС – это антиблокировочная тормозная система. Ее назначение целиком и полностью отражено в названии. АБС предотвращает блокировку колес при торможении – ни больше ни меньше. По различным данным, в контексте безопасности на дорогах присутствие АБС на мотоцикле снижает вероятность попадания в смертельную аварию на величину от 30 до 50%. В связи с этим в Евросоюзе все мотоциклы с 2016 года в обязательном порядке комплектуются антиблокировочной системой. В общем, эффективность антиблокировочной системы даже не стоит подвергать сомнению, особенно при использовании мотоцикла на дорогах общего пользования. Учитывая, что стоимость мотоциклов с АБС уже далеко не запредельная, использование для повседневного передвижения мотоцикла без такой системы в большинстве случаев неоправданно.
Перейдем к интересному вопросу.

Торможение с АБС –  ключевые особенности техники на мотоцикле 

Торможение с абс
Регулярная тренировка экстренного торможения на площадке актуальна и для мотоциклов, оборудованных системой ABS.

Есть две основные точки зрения:

  • Первая состоит в том, что торможение с АБС осуществляется также как и без неё. Сильно останавливаться на этом не буду,  на тему экстренного торможения, торможения в повороте и трейлбрейкинга есть соответствующие статьи и ролики в разделе “Торможение на мотоцикле”. Плюс, недавно на канале Мотоджимхана Че вышел прекрасный ролик о торможении, всем советую посмотреть.
  • Вторая точка зрения заключается в том, что при торможении с АБС мы просто со всей силы бьём по рычагам тормозов и электроника всё делает за нас. 
    В принципе, оба подхода имеют право на существование. Однако, хотелось бы взять лучшее от обоих методов и при этом ни в чем  не проиграть, не правда ли? Для этого давайте чуть подробнее остановимся на плюсах и минусах каждого из способов.

Торможение с АБС – плюсы и минусы различных способов

Первый способ, который требует умения тормозить

В чем состоят плюсы?

  • Во-первых, используя правильную технику торможения, мы можем ездить не только на мотоциклах с АБС. Если вдуматься, это не такой уж и маленький плюс. Скажем, прилететь на самолёте в Турцию, Индию, Тайланд или ещё куда-нибудь и взять напрокат ебрик местного разлива – вполне вероятная вещь. Или просто при случае  покататься на каком-нибудь прикольном винтажном  мотоцикле – думаю никто не откажется. Да и вообще, в один прекрасный момент АБС может отказать. Такое, хоть и нечасто, но случается. В общем, даже если у тебя мотик с АБС – вполне возможна ситуация, когда ты захочешь поездить без этой системы. Умение тормозить при этом, мягко говоря, не будет лишним.
  • Второй плюс правильной техники торможения с АБС – возможность использовать трейлбрейкинг. Для нормального перехода от торможения по прямой к трейлбрейкингу абсолютно необходимо научиться подавать нужное усилие на тормоз, правильно модулируя его в зависимости от угла наклона мотоцикла. Просто при торможении в пол это делать не выйдет.
  • И раз уж зашла речь о поворотах, то затронем и третий момент – экстренное торможение в поворотах. Как самый минимум нужно понимать, что АБС не увеличивает сцепление шин с дорогой и общее количество сцепления, которое мы можем потратить на торможение и поворот от наличия АБС не зависит. С обычной системой при одновременном наклоне и торможении также спокойно можно упасть, превысив силу трения покоя в пятне контакта. С угловой АБС это сделать сложнее, но всё равно, если, к примеру, 80% сцепления тратится на поворот, то на торможение придется только 20%, то есть торможение будет неэффективным. Навык правильного экстренного торможения в повороте крайне полезен для любого мотоциклиста. 

Второй способ – полностью положиться на электронику

По большому счету плюс будет только один, но очень значительный. При торможении с АБС в пол мы исключаем ошибку недотормаживания. Ошибка эта невероятно сильно распространена среди тех, кто не практикуется в экстренном торможении. А даже те, кто практикуется, часто недотормаживают на скользком покрытии, потому что тренируются на нормальном асфальте. 
Какой вывод можно сделать из всего вышесказанного? 
Чтобы в полной мере использовать возможности торможения на мотоцикле с антиблокировочной системой следует обучиться правильной технике торможения как по прямой так и в повороте. АБС в данном случае будет выполнять роль страховки от перетормаживания. И, раз уж присутствует такая страховка – можно не бояться перетормозить, ничего страшного не случится. Такой подход не имеет в себе никаких минусов кроме, собственно, того, что надо учиться тормозить. Но, учитывая что совершенствование своих навыков сильно повышает удовольствие от управления мотоциклом – вряд ли можно это назвать большим минусом.

Подведем итог. АБС – отличная система, реально спасающая жизни. На дорожном мотоцикле это незаменимая вещь и она должна быть. Однако, как бы это не казалось, она не замещает умение тормозить, а всего лишь является страховкой от перетормаживания. И техника торможения на мотоцикле с антиблокировочной системой точно такая же как и без неё, с той лишь разницей, что при торможении абсолютно не надо бояться пережать тормоза

У этой записи 4 комментариев

  1. Алексей

    Не согласен со вторым способом категорично. Почему? Да из личного опыта. Катаю уже 7-й год Suzuki V-Strom 650 ABS. Сначала тоже думал, что можно тупо давить на тормоз, а электроника сама все сделает. Но потом начал замечать следующее: при резком ударе по тормозам, передняя подвеска не успевает загрузиться, колесо блокируется и начинает стрекотать АБС. В данном случае она работает как защита от дурака. В итоге торможение минимально, летишь, стрекочишь, хорошо, что хоть не падаешь и можешь рулить. А если все делать правильно, с плавным нарастанием тормозного усилия, с загрузкой передней подвески, то торможение будет максимально возможным и срабатывание АБС будет лишь подсказывать, что вы перешли за грань и требуете невозможного в данной ситуации. Так что, даже на мотоцикле с АБС надо тормозить правильно)))

    1. Mr. Puff

      Совершенно верно, поэтому мы и уделяем так много внимания технике торможения)

  2. Дмитрий

    Yamaha FGR1300A (абс) 2007г
    – при отработке экстренного торможения без пассажира, заднее колесо сильно разгружается. Возможно! абс отпускает в этот момент диск, а при касании с асфальтом снова блокирует. Выглядит так – при 60 кмч тормоза в пол, начинается активное замедление, через секунду происходит двойной скачок задней части мотоцикла и далее снова активное замедление до полной остановки. К этому надо привыкать и знать для 100% владения мотоциклом. А выяснилось это при выполнении уроков торможения.

    1. Mr. Puff

      Заднее колесо при интенсивном торможении всегда сильно разгружается, тут уж ничего не поделаешь, физика такая) Привыкать надо, согласен на все 100)

Добавить комментарий